Мебель из дерева и столярные работы

Главная страница » Топливные гранулы : «Что немцу хорошо…»

Топливные гранулы : «Что немцу хорошо…»

топливные гранулы

Пожалуй, нет ни одной нации, с которой не были бы связаны какие-нибудь веками устоявшиеся стереотипы. Немцев, например, считают воплощением гипертрофированной аккуратности, расчетливости, бережливости, прагматизма. И даже отметая всякие предубеждения, достаточно побывать в Германии хотя бы пару-тройку дней, чтобы понять, что так оно и есть

Гранулы тепла

На выставке по деревообработке HOLZ-HANDWERK, которая проходила в баварском городе Нюрнберг с 22 по 25 марта, были широко представлены не только станки, инструмент и комплектующие для деревообработки и мебельного производства, но и технологии по утилизации древесных отходов и защите окружающей среды от вредного воздействия производства. Многие страны мира сегодня уделяют особое внимание производству и потреблению топливных гранул. И Германия с ее бережливостью на грани фантастики – одна из первых. В 2002 году в более чем половине построенных в стране домов были установлены отопительные агрегаты с использованием древесины в качестве топлива. В настоящее время общий объем таких агрегатов – не менее 7,6 млн штук. Если в 1998 году здесь было установлено только 300 котлов, работающих на древесных гранулах, называемых пеллетами, то в течение 2002 года – уже более 5 тысяч.

Бавария инвестировала в последние годы не менее 153 млн евро в возобновляемые виды сырья, и в первую очередь в пеллеты. С удивительной скоростью растет здесь количество производителей автоматических котлов, работающих на этом виде топлива. Каждый третий устанавливаемый котел – «древесный». И в связи с очевидной выгодой многие средние предприятия Германии начинают использовать печи на топливных гранулах больших мощностей. Сейчас таких предприятий насчитывается более 1200 с мощностью котлов от 500 кВт до 2 МВт. Причем рост их с каждым годом удваивается.

По данным сайта pellets.ru, к настоящему моменту в Германии уже несколько десятков ТЭЦ перешли на отопление дровами в комбинации с топливными гранулами. Но поскольку для этих ТЭЦ нужны гарантированные поставки топлива, рядом с ними стали строить заводы по производству гранул. Специалисты Института химии леса ФРГ подсчитали минимальный потенциал их потребления – 300 тыс. тонн в год.

По прогнозу Института энергетики и охраны окружающей среды ФРГ, к 2007 году в Германии будет работать более 100 тыс. котлов и печей на топливных гранулах и ежегодно расходоваться около 400 тыс. тонн пеллет. Для этого потребуется более 150 предприятий по выпуску гранул, а к 2010 году их потребность возрастет до 300. Хотя уже сейчас очевидно: чтобы обеспечить такое количество производителей, не хватит своих древесных отходов, придется либо импортировать сырье для производства гранул (и тогда возникает резонный вопрос о рентабельности такого производства), либо импортировать топливные гранулы из обеспеченных лесом стран, что гораздо разумнее.

Немецкие компании начали активно искать партнеров-поставщиков древесных топливных гранул в России. По словам руководителя биоэнергетических проектов НП «Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада России» Ольги Ракитовой, этот интерес возник в том числе и в связи с активной политикой Европейского союза по реализации Киотского протокола. Для выполнения обязательств по снижению выбросов парниковых газов ЕС выпустил директиву, согласно которой к 2010 году использование возобновляемой энергии должно вырасти в два раза и составить 12% вместо сегодняшних 6%.

Начиная с 2008 года европейские компании должны будут платить большие штрафы за превышение выбросов парниковых газов котельными (от 100 евро за тонну СО2). Поэтому сейчас все стремятся перейти на возобновляемые источники энергии и такой вид топлива, как древесина. В России сегодня установлены мощности для производства гранул в объеме 300 тыс. тонн в год, однако они используются лишь на 20–30%. Большая часть российской продукции поставляется за рубеж, в основном в Скандинавию и Великобританию. Так что Германия – наш потенциальный рынок для сбыта древесного топлива.

Фонари – непозволительная роскошь

А теперь о ставшей притчей во языцех немецкой бережливости. С точки зрения русского человека немцы экономны до безобразия (неужели поэтому хорошо живут?!). Мы в России, чтобы смочить зубную щетку, на полную мощь открываем кран. Минут по пятнадцать чистим зубы, моем посуду, разговариваем по телефону, тем временем чистая вода десятками литров уходит в канализацию. Они же набирают эту воду в емкость, будь то стакан, кастрюля, умывальник, – именно столько, сколько нужно. Только мы, россияне, можем не чинить месяцами капающий водопроводный кран. Для экономного немца это – утекающие в трубу деньги. Поэтому в большинстве учреждений не устанавливают смесители с винтами: нужна вода – подставьте руки прямо под кран, отведете ладони на сантиметр в сторону – подача воды прекращается.

Такое же отношение и к газу. Даже в гостиничных номерах достаточно прохладно. Температуру, правда, можно регулировать самим с помощью специального рычажка на стене. Но нагревается помещение очень медленно. Поставив регулятор температуры почти на максимум, тепла вы будете ждать, скорее всего, достаточно долго. В квартирах, говорят, поток теплоносителя автоматически регулируется в зависимости от температуры в помещении. То есть если на улице, а соответственно, и в доме теплеет, то батареи сами «подстраиваются» под эту температуру.

А уж как электроэнергию экономят – мы с нашей широкой душой нараспашку никогда этого не поймем. Один мой знакомый из русских, который вот уже восемь лет живет в Германии и почему-то даже нисколько не скучает по России, предложил вечером прокатить меня «с ветерком» по знаменитым немецким автобанам. Что совершенно поразило – так это полное отсутствие фонарей на трассе. Разогнавшись до 140 километров в час, мы мчались куда-то в бесконечность, разрезая кромешную тьму светом фар, и в глубине души я все же боялась, как бы на поворотах не въехать в какой-нибудь бордюр. «Фонари – непозволительная роскошь, необоснованный расход энергии», – объяснил знакомый, привыкший к немецким порядкам. Оказалось, что непозволительная роскошь для немцев даже автоматические двери в вагонах поездов. Хочешь выйти в метро из вагона – дергай ручку и открывай дверь сам (в некоторых поездах, правда, предусмотрены кнопки для открытия дверей, которые тоже нужно нажать для выхода). А я, наивная, сначала подумала, что двери просто «заедает от старости».

И эскалаторы в метро приходят в движение только тогда, когда человек подходит к ним на близкое расстояние. Днем из-за постоянного пассажиропотока это трудно заметить, вечером же в метро практически пусто и эскалаторы большую часть времени стоят. Вот уж правда – экономия! И большинство светофоров не останавливает поток машин без необходимости. Надо перейти улицу – жмите кнопку и вперед!

Молодежь везде одинакова…

Здесь широко распространена «велосипедная культура», что тоже легко объяснимо. Во-первых, в отличие от автомобиля велосипед не загрязняет воздух, а заодно и позволяет избежать «пробок» на дорогах. Во-вторых, опять же для тех, кому не нужно передвигаться на очень большие расстояния, это возможность сэкономить на топливе. В-третьих, таким образом пропагандируется здоровый образ жизни. Рядом с пешеходной и проезжей дорогами для велосипедистов предусмотрена специальная дорожка. При этом, зайдя, например, в магазин или какое-то учреждение, люди спокойно припарковывают свои велосипеды прямо на улице, совершенно не опасаясь угона.

Однако мусор на улицах в центре города, вопреки распространенному мнению о чистоплотности немцев, не такая уж и редкость. Но, во-первых, помимо местных жителей здесь хватает туристов со всех концов света, а во-вторых, в девять-десять часов вечера когда порядочные бюргеры уже сидят по своим домам, улицы становятся пристанищем пьяных тинэйджеров, которые бродят группами и, не особо угнетаемые угрызениями совести, мусорят в свое удовольствие. Видимо, молодежь везде одинакова…

Но ничто – даже угроза терроризма – не заставит немцев убрать с улиц и из транспорта многочисленные урны. На одной из станций метро (в Нюрнберге станции метрополитена, как и собственно поезда, короче московских раза в два или даже три) я из любопытства сосчитала урны. Их оказалось десять – огромных, чуть ли не вполовину наших мусорных баков, и практически пустых. Неудивительно, что ни у кого не возникает соблазна оставить пустую банку из-под кока-колы на полу или скамейке. Да и, честно говоря, я не видела ни одного немца, жующего в метро что-нибудь вроде нашей шаурмы или пьющего пиво прямо «из горла».

Кстати, в нюренбергском метро нет турникетов, которые бы преграждали путь «зайцам», как нет и самих «зайцев» и привередливых бабушек – охотниц на них, при том что оплата проезда в Германии очень даже бьет по карману. Ничто, казалось бы, не мешает кататься в метро совершенно бесплатно, однако экономный немец знает, что если он попадется контролерам, штраф ему грозит приличный: что-то около 500 евро…

Несмотря на свою бережливость, которая в понимании россиянина не что иное, как обычная скаредность, немцы не могут игнорировать условия рынка и жесткую конкуренцию. Так, в двухзвездочном отеле, довольно скромном, не только полотенца, но и постельное белье горничные меняют ежедневно. Номера, рассчитанные на проживание одного человека, небольшие, но очень функциональные: не пропадает даром даже полметра стены. Оказывается, чтобы комфортно жить, вовсе необязательно иметь хоромы, просто нужно умело распорядиться своими квадратными метрами, продумав интерьер до мелочей.

Последнее обновление 13.08.2020

Adblock
detector